Сообщи о проблеме
Росреестр
Регистрируем ипотеку: что нужно знать заявителю?
Управление Росреестра по Ставропольскому краю о нюансах при оформлении ипотеки
Особенности заключения договора
При приобретении жилья за счет кредитных средств в отношении этого жилого помещения возникает залог в силу закона (п. 1 ст. 77 Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ). При этом заключаются два самостоятельных договоров с банком - кредитного договора и договора об ипотеке.
Договором может быть предусмотрена выдача закладной, то есть ценной бумаги, удостоверяющей, в частности, право ее законного владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств.
С 01.07.2014 договор ипотеки не подлежит государственной регистрации, однако сама ипотека должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. За государственную регистрацию ипотеки в силу закона госпошлина не уплачивается.
Особенности недвижимого имущества, передаваемого в залог
Предметом ипотеки, то есть недвижимым имуществом, передаваемым в залог, могут быть как индивидуальный жилой дом, квартира, так и часть дома либо квартиры, состоящая из одной или нескольких изолированных комнат (ст. 74 Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ).
При ипотеке квартиры в многоквартирном жилом доме заложенной считается, наряду с жилым помещением, и доля в праве общей собственности на жилой дом (ст. 75 Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ).
Очень важной является оценка предмета ипотеки (п. 3 ст. 9 Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ).
Стоимость приобретаемого жилья не должна быть занижена. Иначе может возникнуть ситуация, что после обращения взыскания на жилое помещение денег от его реализации у собственника не останется.
Особенности согласования передачи имущества в ипотеку
Если передаваемое в ипотеку имущество находится в совместной собственности, потребуется письменное согласие всех собственников. Согласие другого супруга должно быть нотариально удостоверено (п. 1 ст. 7 Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ; п. 3 ст. 35 СК РФ).
Когда в залог передается жилой дом или квартира, находящиеся в собственности несовершеннолетних граждан, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, сделку необходимо согласовывать с органом опеки и попечительства (п. 5 ст. 74 Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ; п. 2 ст. 37 ГК РФ).
Особенности снятия обременения
С прекращением кредитного обязательства залог прекращается. О прекращении ипотеки должна быть сделана отметка в реестре, в котором зарегистрирован договор об ипотеке. По общему правилу для погашения записи об ипотеке в регистрационный орган достаточно представить:
- заявление владельца закладной;
- или совместное заявление залогодателя и залогодержателя;
- или заявление залогодателя с одновременным представлением закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме. Данная отметка должна включать слова об исполнении обязательства и дате его исполнения, а также должна быть удостоверена подписью владельца закладной и заверена его печатью (при наличии печати).
При погашении регистрационной записи об ипотеке закладная аннулируется.
Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней.
За погашение регистрационной записи об ипотеке госпошлина не уплачивается.
Особенности обращения взыскания на заложенное имущество
Если заемщик нарушил условия договора о предоставлении кредитных средств, банк может взыскать не уплаченные вовремя денежные суммы за счет заложенного в ипотеку имущества (то есть обратить взыскание на заложенное имущество). В этом случае у граждан, проживающих в ипотечном жилье, прекращается право пользования жилым помещением.
Порядок обращения взыскания на заложенное имущество - одно из главных условий договора об ипотеке, на которое залогодателю следует обратить внимание при подписании.
Заложенные жилой дом или квартиру банк может истребовать как в судебном, так и во внесудебном порядке (пп. 1 и 2 ст. 78 Закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ).
Пришло уведомление о внесении в ЕГРН записи о наложении ареста. Что нужно знать правообладателю?
Большинство из нас испытывают чувство растерянности, сталкиваясь с незнакомыми документами. Одним из таких документов является уведомление о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде ареста или запрещения или уведомление о погашении ограничения (обременения) права. Однако, если знать, на что обратить внимание в содержании документа, то легко понять, что делать дальше и куда обратиться для прояснения возникших вопросов. Рассмотрим случай, когда, являясь собственником недвижимости, вы получили такое уведомление.
Человек, получивший уведомление о наложении или снятии ареста, чаще всего обращается к государственному регистратору, чтобы уточнить, в чем дело. Тем временем, с вопросами о наложении ареста следует обращаться к должностному лицу органа, который стал инициатором наложения ареста.
Сразу следует отметить, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав (далее - Орган регистрации прав), полномочиями по наложению/снятию арестов (запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом) не наделены. Аресты (запреты совершать определенные действия с недвижимым имуществом) накладывают суды, судебные приставы-исполнители, налоговые и таможенные органы. Государственный регистратор лишь вносит записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), то есть осуществляет государственную регистрацию, в том числе государственную регистрацию арестов (запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом), снятия арестов (запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом), в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Согласно ч. 13 ст. 32 Закона о регистрации суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета.
После внесения записей в ЕГРН Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня государственной регистрации обязан уведомить правообладателя (правообладателей) о проведении государственной регистрации с указанием основания для соответствующей государственной регистрации.
Уведомление о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде ареста / запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом информирует о внесении в ЕГРН записи об ограничении (обременении) права в виде ареста/запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом. Документ содержит, в том числе, описание объекта недвижимости, документ-основание, а также информацию об органе, который вынес решение о наложении ограничения.
Уведомление о прекращении ограничения (обременения) права в виде ареста / запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом информирует о погашении ареста в ЕГРН. Документ содержит, в том числе, описание объекта недвижимости, документ-основание, а также информацию об органе, который вынес решение о снятии ареста.
Таким образом, при получении уведомления о проведении государственной регистрации ареста/запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом либо снятия арестов (запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом) из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, Вы можете самостоятельно определить, в какой орган, наложивший арест, следует обратиться, чтобы выяснить интересующие детали.
Типичные нарушения законодательства о банкротстве, допускаемые арбитражными управляющими
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Должностные лица Управления Росреестра по Ставропольскому краю (далее – Управление) в числе прочего уполномочены составлять протоколы об административных нарушениях по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ в отношении арбитражных управляющих осуществляющих свою профессиональную деятельность на территории Ставропольского края.
В результате анализа административных правонарушений выявленных должностными лицами Управления в истекшем периоде 2017 года установлено, что ряд нарушений являются типичными и могут быть разделены на несколько групп.
Первая группа нарушений связана с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
В силу п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 указанного Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с абз. 10 п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей по организации и проведению собраний кредиторов систематически допускаются нарушения вышеуказанных положений Закона.
Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщений о проведении собраний кредиторов, а также сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.
Ко второй группе можно отнести нарушения, допускаемые арбитражными управляющими при реализации имущества должника.
В соответствии с п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
- начальная цена продажи предприятия;
- величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
- порядок и критерии выявления победителя торгов;
- дата, время и место подведения результатов торгов;
- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
Между тем при осуществлении своих полномочий по реализации имущества должников, арбитражные управляющие зачастую допускают нарушения, выражающиеся в отсутствии в сообщении о продаже имущества должника порядка и сроков заключения договора купли-продажи имущества, реквизитов счетов, на которые вноситься задаток, порядок и сроки заключения договора купли-продажи имущества.
В третью группу нарушений допускаемых арбитражными управляющими входят нарушения при составлении отчетов о своей деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 143 Закона в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Между тем, при составлении отчетов о своей деятельности арбитражными управляющими зачастую допускают нарушения в виде отсутствия информации о видах экономической деятельности должника, сведений о сумме текущих обязательств должника.
В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства) на территории Ставропольского края, в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).
Электронные услуги и сервисы Росреестра для удобства заявителей
Портал Росреестра предлагает гражданам и организациям удобные электронные сервисы, позволяющие сэкономить время и самостоятельно получить необходимую информацию.
Электронные услуги Росреестра помогут Вам зарегистрировать права на недвижимое имущество, поставить объекты недвижимости на кадастровый учет, получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Для улучшения качества обслуживания на официальном сайте Росреестра создан электронный сервис «Личный кабинет». Управление Росреестра по Ставропольскому краю напоминает, что для авторизации в личном кабинете Росреестра используется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации. С порядком подтверждения такой учетной записи можно ознакомиться на едином портале государственных услуг Российской Федерации.
С помощью сервиса личный кабинет, который размещен на главной странице сайта Росреестра, можно подать заявление и документы на регистрацию прав, кадастровый учет, а также получение единой процедуры. Только в личном кабинете можно получить ключ доступа к ФГИС ЕГРН, посредством которого сведения ЕГРН можно получить в самое короткое время. Кроме того, в личном кабинете правообладатель может подать заявление на исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН о принадлежащем ему объекте недвижимости, а также заявить о внесении в ЕГРН записи о невозможности проведения любых действий с его недвижимостью без его личного участия.
В личном кабинете заявитель также может предварительно записаться на прием в любой функционирующий офис Кадастровой палаты для получения услуг ведомства, выбрав удобные для него дату и время.
Определить перечень документов, необходимых для получения государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету, пользователю поможет сервис «Жизненные ситуации». Воспользоваться сервисом можно, выбрав интересующий заявителя объект, далее необходимо выбрать операцию, которую пользователь планирует совершить и ответить на несколько вопросов анкеты. Список требуемых документов появится на экране вместе с максимальным сроком получения услуги и информацией о размере оплаты государственной пошлины.
Для получения справочной информации о земельном участке или объекте капитального строительства заявителям доступен сервис «Публичная кадастровая карта». Публичная кадастровая карта – это электронная карта, на которую нанесена информация обо всех объектах недвижимости, внесенных в государственный реестр недвижимости. Чтобы получить справочную информацию об объекте недвижимости, его размерах, точном местоположении, в том числе на карте, Вам потребуется кадастровый номер или адрес фактического местонахождения.
Электронные сервисы Росреестра предоставляют возможность получить государственные услуги Росреестра в любое удобное для Вас время, их использование сократит Ваши финансовые затраты и позволит оперативно получить информацию об объектах недвижимого имущества.